Дата публикации: 25 апреля 2022
Столько раненых солдат и офицеров, боли, крови, мучений и надежды на выживание не видел никто, не люди, не машины. Фронтовая «Санитарка» ГАЗ - 55 за время Великой Отечественной войны, перевезла десятки тысяч больных и раненых, спасала жизни военных и гражданских. Служила верой и правдой спасая людей.
Медицина военного времени
Подвиг медицинских работников в годы войны вызывает восхищение. Благодаря труду врачей было спасено более 17 миллиона бойцов, по другим данным - 22 миллиона (около 70% раненых были спасены и вернулись к полноценной жизни). Следует помнить, что в военные годы медицина столкнулась со множеством трудностей. Не хватало квалифицированных специалистов, мест в госпиталях, медикаментов. Хирургам в полевых условиях приходилось работать круглосуточно. Врачи рисковали жизнью наравне с боевыми товарищами, из 700 тысяч военных медиков погибло более 12,5%.
Требовалась срочная переподготовка специалистов, не каждый гражданский доктор мог быть «полноценным полевым врачом». Для медицинского военного госпиталя необходимо минимум три хирурга, но в годы начала войны это было невозможно, на обучение врача требовалось более года.
Полевая медицина и первая помощь бойцам
В годы Великой Отечественной войны медицинские службы работали в особом режиме.Согласно правилам, доставка раненого в полевой госпиталь не должна была превышать шести часов. От первой помощи, оказанной санитаркой, зависела жизнь раненого. После оказания первой помощи раненых следовало не просто «доставить в стационар», а эвакуировать за десятки километров — в военно-полевые или тыловые госпитали. В условиях нехватки автотранспорта главным требованием, предъявляемым к санитарным машинам, стала их вместимость. Для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Выпуском гражданских санитарных автомобилей до войны в СССР занимались кузовные мастерские, в основном в больших городах, используя для этого различные подручные шасси. С организацией массового выпуска горьковских «полуторок» для санитарных машин стали использовать шасси ГАЗ-АА. Но объемы производства доморощенных кузовов не удовлетворяли растущих потребностей страны, тем более что интерес к массовым и относительно дешевым санитарным машинам проявила армия.
До этого времени в военно-медицинскую службу РККА поступали, как правило, специальные санитарные автобусы ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Они обладали неплохой проходимостью и вместительным кузовом, но считались слишком дорогими. Требовалось разработать новый массовый универсальный санитарный автомобиль, который мог эксплуатироваться как в гражданских медицинских учреждениях, так и армейских.
ГАЗ-05-194 военного времени
За образец ведущий конструктор ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин взял американский санитарный (полицейский) автомобиль «Форд» образца 1930-1931 годов. В 1935 году был построен первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился светового фонаря на крыше.
Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входящему в состав автозавода им. Молотова (бывший Первый автосборочный завод и будущий Горьковский автобусный завод), который находился в непосредственной близости от самого автозавода. В качестве завода-дублера был выбран Казанский кузовной завод.
В 30-е годы от спецмашин, предназначенных для перевозки больных, требовалась не столько скорость передвижения в сочетании с плавностью хода, но и вместимость, надежность, ремонтопригодность. В 1935 году на второй всесоюзной конференции Скорой помощи был принят единый тип санитарного автомобиля для Красной армии и гражданской медицины, утвержденный совместной комиссией наркоматов обороны и здравоохранения. Инженеры и медики стали разрабатывать новый тип санитарного фургона ГАЗ - 55. Но до этого, по фронтовым дорогам с 1941 - 1945 ещё бегали модели и модификации грузовика и фургонов ГАЗ АА - ГАЗ 03 - 32
Санитарный автобус на шасси ГАЗ-АА
Кроме того, освоение новых видов оружия (в частности, химического) потребовало создания узкоспециализированных санитарных автомобилей — авгодушевых и обмывочно-дезинфекционных установок. Для повышения эффективности первой помощи в полевых условиях начали производить автолаборатории и передвижные рентгеновские установки.
Санитарный автобус на шасси ГАЗ-ММ
Совершенствовалась и организация войсковой медицинской службы. Во второй половине 30-х годов в войсках появились, а позже прошли боевые испытания в ходе военных действий в Испании, а также у озера Хасан и реки Халхин-Гол, укомплектованные автотранспортом специализированные военно-медицинские подвижные госпитали (ППГ), автомобильные санитарные роты (АСР) и взводы (АСВ); отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ), автохирургические отряды (АХО) и медико-санитарные батальоны (медсанбаты, МСБ).
Санитарный автобус ГАЗ-03-32
Таким образом, предвоенная милитаризация быта сыграла на руку именно вооруженным силам. РККА, пусть и в ущерб гражданскому здравоохранению, оказалась укомплектована вполне современной санитарной техникой. Однако количества этой техники было явно недостаточно.
Дело в том, что военные врачи на местах, способные оценить реальные потребности в автотранспорте того или иного подразделения, из чувства самосохранения не могли озвучить реальные цифры. Они посылали «по команде» запросы, но всякое требование, особенно подкрепленное цифрами, могло быть интерпретировано вышестоящим начальством как «пораженческие настроения» — со всеми вытекающими отсюда печальными для просителя последствиями.
Санитарный трёхосный автобус ГАЗ - 05-194
В 1936 году на Горьковском автозаводе под руководством Юрия Наумовича Сорочкина на базе трёхосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА был разработан трёхосный санитарный автобус, который получил индекс ГАЗ-05-194.
На усиленную стальную штампованную лонжеронную раму лестничного типа от ГАЗ-ААА в передней части крепились 3-ступенчатая коробка передач (четыре скорости вперёд и одна – назад) и бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, нижнеклапанный двигатель с алюминиевыми поршнями цилиндров объёмом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. В 1938 году автобус получил более мощный 50-сильный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М1. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен над коленями водителя и пассажира за торпедо, а бензин из него самотёком поступал в карбюратор. Электрооборудование было напряжением 6 Вольт, а для пуска двигателя служил электростартер.
Передняя ось санитарного автобуса ГАЗ-05-194 подвешивалась к раме на одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задние мосты крепились на балансирной подвеске с полуэллиптическими рессорами. Задние ведущие мосты имели червячную передачу и были соединены с КПП при помощи карданного вала, который был заключён в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи. К переднему мосту автомобиля крепились дисковые колёса с резиновыми шинами размером 6,50-20, к задним мостам крепились двухскатные дисковые коёса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колёса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колёса.
Пассажирский отсек санитарного автобуса ГАЗ-55
Так, зимой 1941-1942 годов Мосгорисполком по распоряжению ГКО передал в санитарные части 100 больших пассажирских автобусов. Поскольку санитарных машин катастрофически не хватало, для перевозки раненых применялись бортовые грузовики — ГАЗ-ММ и ЗиС-5, иногда просто «попутные», иногда специально «оборудованные»: на дно грузовой платформы насыпали слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху песок устилали соломой.
Установленные в кузове специальные нары считались роскошью. Сидячие раненые по мере сил страховали лежачих от резких толчков. Дефицит санитарных машин не удалось ликвидировать до конца войны. К январю 1944 года недокомплект транспорта медицинской службы составлял 28%.
ГАЗ-55
К 1938 году новая машина была готова и получила индекс ГАЗ-55. Официальное название «санитарки» — ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая — модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру очень часто опускали. Иногда машину в документах называли М-55 («Молотовец-55»).
Серийное производство было организовано в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗа). В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали.
Шла война. Укомплектованность армии санитарными автомобилями летом 41-го составляла, в лучшем случае, 40-50%. Отдельные дивизии вообще не имели санитарно-транспортных подразделений. На оставшиеся в строю медицинские учреждения легла колоссальная нагрузка.
Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся как санитарный автобус для вывоза раненных, ГАЗ-55, плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55 с полей сражений в госпитали было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».
ГАЗ-55 военного времени
В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л. с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).
В салоне фронтовой «неотложки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках.
ГАЗ-55
Помимо отопления санитарный кузов оборудовался активной вентиляцией — в крышу монтировались три вентилятора, два нагнетающих и один вытяжной.
Массовый выпуск ГАЗ-55 был развернут в 1938 году. За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, еще 72 шасси были отправлены на Казанский кузовной завод. В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 санитарки, а в 1940 — 1429 штук.
Погрузка раненных в санитарный автобус
В военное время ГАЗ-55 выпускался только в Горьком, причем санитарные кузова стали устанавливать на обычные шасси без доработанной подвески. В 1942 году конструкцию машины существенно упростили: штампованные крылья сменились гнутыми, Г-образной формы; машины лишились одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и многого другого. Однако с 1943 года завод практически вернулся к довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов.
«Санитарки» ГАЗ-55 выпускались на Горьковском автобусном заводе до 1945 года, пока им на смену не пришла более совершенная модель ГАЗ-653 на базе грузовика ГАЗ-51. За это время только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55.
Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для армии, — в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделить медицинскую машину в потоке и предоставить ей право преимущественного проезда.
У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стекла). В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.
Голубева Екатерина Вячеславовна ПИМУ, Корреспондент всероссийского Портала «Молодой Специалист», Медицинский отдел Портала.